Исторический разбор с Федором Гайдой

Смотреть на:

РУССКИЙ МУЗЕЙ / ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЗБОР ФЁДОРА ГАЙДЫ

Петербург стал административным центром и культурной столицей России в 18 веке. Уже тогда в нем появились первые музеи, существующие и до сих пор. Одним из важнейших в мире собраний изобразительного искусства еще при Екатерине II стал Эрмитаж. При Николае I музей был открыт для публичного посещения. Однако основу его коллекции составляла живопись западноевропейская. Крупного собрания русского искусства не было.

В 1867 году в Москве открыла свои двери для публики Третьяковская галерея. К тому времени уже стало очевидно, что Петербург достоин большого музея отечественного искусства. Сторонником воплощения этой идеи был наследник императорского престола великий князь Александр Александрович – будущий Александр III. Он был большим ценителем живописи и собирал российские полотна. Однако открыть музей при жизни Александра III, скоропостижно скончавшегося в 49 лет, не успели.

Это было сделано уже его сыном. Через полгода после вступления на престол Николай II 25 апреля 1895 года издал указ об учреждении «Русского музея императора Александра III». Под музей было решено приспособить Михайловский дворец — дворец великого князя Михаила Павловича, младшего брата императоров Александра I и Николая I. Здание в стиле классицизм было построено в начале 19 века знаменитым архитектором Карлом Росси. 

Торжественное открытие «Русского Музея Императора Александра III» для посетителей состоялось в 1898 году. Основу коллекции составило личное собрание живописи покойного императора. Другие работы поступили из Академии художеств, Эрмитажа и частных коллекций. К открытию в собрании было уже несколько сот картин, а также тысячи памятников старины: иконы и изделия древнерусского декоративно-прикладного искусства.

Согласно Положению о музее он имел уникальный статус. Управляющий музея назначался из членов правящего дома. Более 20 лет таковым был дядя императора великий князь Георгий Михайлович, который служил в этой должности безвозмездно и сам активно пополнял музейную коллекцию. Великий князь был известным нумизматом и передал в дар музею собственное обширное собрание монет. Император Николай II подарил музею выкупленную на личные средства знаменитую портретную коллекцию князя Лобанова-Ростовского.

Музей включал в себя русское искусство от его истоков до современности. Произведения современных художников, приобретавшиеся для собрания, помещались на 5 лет в Музей императорской академии художеств и только по истечении этого срока окончательно переводились в Русский музей и уже не могли его покинуть. 

В советское время Музей продолжал активно пополняться и расширяться. На основе его этнографического отдела возник самостоятельный Этнографический музей. 

Сегодня в собрании Русского музея огромная коллекция древнерусской иконописи – 5000 икон XII-XVII веков, включая работы Андрея Рублева и Дионисия. Наиболее представительна уникальная коллекция российского искусства XVIII – XX веков. В составе музея – существующий уже более 100 лет крупный реставрационный центр, а также большая научная библиотека, включающая редкие издания.

Сегодня к русскому музею относятся, кроме Михайловского дворца, еще 4 дворца и 3 сада в центре Петербурга (включая знаменитый Летний сад), а также целый ряд иных объектов. Культурно-выставочные центры музея открыты в нескольких городах России и за рубежом. В последнее время к ним добавились и виртуальные филиалы. 

Ныне собрание музея включает более 400 тысяч единиц хранения. В 2021 году музей стал вторым по посещаемости художественным музеем в мире после Лувра.

Вот такие дела. До новых встреч.

Популярное

ПАСХА. ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО
ПАСХА 2024. ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ИЗ ИЕРУСАЛИМА И ДОНБАССА
РУССКИЙ ИСХОД. ОТЕЦ БОРИС СТАРК, КНЯГИНЯ ВЕРА МЕЩЕРСКАЯ. РУССКОЕ КЛАДБИЩЕ ПОД ПАРИЖЕМ. 1 СЕРИЯ
СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА. КАК ПРОЖИТЬ САМЫЙ СТРАШНЫЙ ДЕНЬ?
ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП: В ПОИСКАХ НОЕВА КОВЧЕГА. ВОСХОЖДЕНИЕ. ЧЕТВЕРТАЯ СЕРИЯ
ПОЧЕМУ СБУ АРЕСТОВЫВАЕТ ЕПИСКОПОВ НА СТРАСТНОЙ? ТЕСТ НА ПРАВДУ
ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП: В ПОИСКАХ НОЕВА КОВЧЕГА. ЗАГАДКА АРАРАТА. ТРЕТЬЯ СЕРИЯ
«МНЕ 73 ГОДА, ОСТАЛАСЬ ОДНА. НЕ УБИВАЙТЕ ДЕТЕЙ!». ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ЖИЗНИ
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА/СБУ В СВЯТОГОРСКОЙ ЛАВРЕ/КАК КРЫМ СТАЛ РУССКИМ/ПАВЕЛ АСТАХОВ.В ПОИСКАХ КОВЧЕГА НОЯ
ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП: В ПОИСКАХ НОЕВА КОВЧЕГА. НА ГОРАХ АРАРАТСКИХ. ВТОРАЯ СЕРИЯ