Тест на правду
«СПЛОШНОЕ ПАСХАЛЬНОЕ ОБРЯДОВЕРИЕ»! ВЕРУЮЩИХ ВСЕ МЕНЬШЕ?!
Христос Воскресе! Вы обращали когда-нибудь внимание на то, как наш народ любит создавать вокруг главных религиозных праздников различные обряды, ритуалы и традиции? Только за последние два месяца мы были свидетелями обильных проявлений народно-бытовой культуры. На масленицу мы жарили блины, на сорок Севастийских мучеников – пекли из муки «жаворонков», на Федора Тирона – варили коливо, в Неделю Ваий освящали вербы, а на Воскресение Христово – приносили в храмы куличи и пасхи. А впереди еще зеленые ветви на Пятидесятницу, мёд на Всемилостивого Спаса, яблоки на Преображение Господне и орехи на Нерукотворный Образ. И так далее, и тому подобное.
В течение всего года за церковными праздниками поспешает длинная вереница из веточек, травинок, цветочков, начатков плодов земных, различных блюд народной кухни и прочих событий вполне себе светского круга. Все они давно уже стали, так называемой, обрядовой стороной нашей Православной веры.
И совершенно естественно, возникает вопрос о ценности данных обрядов. Это, кстати, один из самых предсказуемых вопросов со стороны журналисткой братии во время пасхальных интервью: общество, мол, всё более блюдет внешнюю сторону религии — с началом Четыредисятницы в ресторанах появляется постное меню, а в завершении всё вокруг украшается пасхальными символами — не мешает ли это вере? Народ, мол, массово следует внешней стороне православия, и далеко не все задумываются о сути происходящего.
Подобный аргумент звучит и при споре с атеистами, и при дискуссии с инаковерующими. Нас как бы понуждают бросить камень в витрину нашей народной культуры, побурчать в адрес обрядоверия и развести по разные стороны баррикад человеческие обряды и божественные смыслы. Ну а конечной целью этой риторики становится констатация непреодолимой пропасти между мизерным процентом неких «истинно верующих» и всей остальной массы народа русского. На эту мельницу беспощадной критики льют воду и статистические данные, и социологические опросы, и посты в соцсетях. Целая армия критиков, скептиков, циников и пессимистов из года в год диагностируют неправильное духовное состояние российского общества. Обряд, мол, есть, а веры нет.
Скажу вам честно, с такой постановкой вопроса невозможно поспорить. Ведь когда даже про самого великого святого говорят, что он грешник – это беспроигрышная позиция. Поэтому в православной проповеди всегда было есть и будет место для критики внешних обрядов, которые затмевают внутреннее содержание. И это естественно, это нормально, это необходимо. Но светские критиканы, высокомерно и презрительно смотрящие на то, как Пасха шествует по нашим улицам, отличаются от обычной пастырской заботы тем, что для них отсыл к этому сюжету – это не проявление заботы о народе, совсем наоборот, это возможность еще больше разобщить его и церковь, вбросить в общество некое сомнение в легитимности обрядов, обесценить их, обесценить все эти куличи, пасхи, яйца, вербы, яблоки и прочие снеди, хитро столкнув их с позицией высоко осознанного церковного подхода. То есть, берется, по сути, правильная мысль о том, что обряды, обычаи, ритуалы и внешние манеры имеют второстепенное значение для Церкви, но дальше эта идея становится торпедой против самой же Церкви. Так как если образы празднования, то есть, как и посредством чего народ отмечает праздник, конфликтуют с церковным содержанием праздника, то народная культура, таким образом, становится врагом тех высоких целей, к которым призывает Церковь. А, следовательно, между обывателем, празднующим Пасху, и самой Пасхой образовывается непреодолимая пропасть. Таким образом, празднующий обыватель обесценивается, он получает в своей адрес очередную долю неприятной критики, а в статистике ему еще и припоминают сколько раз в году он причащался или читал Библию. И, вуаля, на выходе получаем любимые заголовки практически всех нынешних иноагентов и оппозиционеров: «число истинно верующих в России снижается на фоне стабильно высокого уровня соблюдающих обряды».
Казалось бы, какая искренняя обеспокоенность, какая неподдельная взволнованность, ну просто крик души. Однако, за этой тревогой секулярного мира по поводу пасхальных обрядов стоит обыкновенное желание убрать конкурента.
Ведь обратите внимание, мир человеческой культуры, мир образов, лозунгов, наружной рекламы и праздничного календаря не терпит пустоты. Более того, на этой площадке происходит сильнейшая конкурентная борьба. Вспомните, с каким неистовством, напором и упрямством в культурное пространство нашего общества проникал, например, «день святого Валентина», как нашим школам и даже детским садам навязывают «Хэллоуин», какой бессмысленной и беспощадной пьянкой стал «день святого Патрика». Многие специалисты ведь ответственно говорят, что эти «заимствования» являются скрытыми агентами западной экспансии на нашу культуру и менталитет. А добавьте сюда еще неоязыческие пляски на Ивана Купала, сжигание образа какой-то несчастной женщины на Масленицу, обязательные поход к гадалке в рождественский сочельник, попытки объявить крещенские купания рецидивом языческих русалий, дополнительные автобусные маршруты в Пасху на кладбища и так далее… И вы поймете, что в мире внешней культуры, во всем пространстве вокруг нас, на утренниках наших детей, в наклейках на школьных тетрадках, в модных среди молодежи трендах, на прилавках наших магазинов, в рекламе, радиоэфире, в цвете одежды и даже в приветствиях на улице — везде есть проявление духовной культуры, и везде есть конкуренция, попытка изменить тот культурный код, который является основным. Чужеродная, коммерчески зависимая или идеологически ангажированная культура всегда паразитирует на чем-то подлинном, настоящем и исконном. Поэтому, например, всякого рода извращенцы из года в год объявляют адептом нетрадиционной ориентации христианского мученика 3 века, любители выпить находят повод для веселья в день равноапостольного подвижника, веганы предлагают шоколадными яйцами заменять натуральные крашенки, а украинские нацисты размещают на них символы Третьего рейха, засовывая в ракетные подвесы вертолета. Пасхальный кулич в этом году попыталась оседлать даже адская кукла хагги-вагги, как это было замечено в одном из магазинов Екатеринбурга. Так что, война против Пасхи на этом фронте идет не шуточная.
Мир внешних знаков, наружных элементов и даже самых бытовых, самых сермяжных и приземленных вещей, которые окружают человека, соревнуются за право быть в центре нашего внимания, быть нашим сегодняшним символом и завтрашним смыслом. Ведь эти знаки не просто формируют фон, не просто являются, так сказать, арьерсценой нашей жизни, они непосредственно влияют на умонастроения и даже мировоззрение народа. Как бы мы не считали, что главное в духовной жизни это сознательное, продуманное, идейное и глубоко компетентное отношение к вере — и это всё справедливо и правильно, спора нет — но даже обыкновенная пасхальная семиотика, простые символы Пасхи на наших улицах, пасхальное меню в ресторанах, пасхальное поздравление, повешенное на доме или в окне, пасхальные логотипы на экране, семейный поход в церковь ради освящения куличей, даже обыкновенное пасхальное приветствия и троекратное целование при встрече на улице, любая мелочь – это всё элементы, которые и формируют культурное пространство наших городов и нашей жизни. За внешней одёжкой, за антуражем и формальностью и содержанию подтянутся легко. А вот через окружение плотным кольцом из калечащей психику хагги-вагги, пустобрюхой тыквы, колдунов, нацистов и прочих извращенцев – гораздо легче потерять народ, так и не успев его приобрести. Так что, вопреки всем домыслам — и благим, и наигранным — будем радоваться Пасхи Христовой в полную меру нашей внешней формальной мирской и приземленной культуры, в светлых одеждах, во вкусных снедях, в наклеечках, в рингтонах, на улицах, в домах, во всем внешнем мире. Ибо оно того стоит! Таков наш век, его ложь, его правда и наш тест!