Святой дня
СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЧЕТВЁРТОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА
8 октября 451 года в базилике святой мученицы Евфимии на другом берегу Босфора, прямо напротив блистательного Константинополя, в местечке под названием Халкидон собралось около 500 епископов со всех уголков Римской империи, для того чтобы решить важнейшие вопросы церковной жизни.
В историю это событие войдет как Халкидонский собор, а его участники будут почитаться как святые отцы Четвёртого вселенского собора, их же память мы и совершаем сегодня 29 июля.
В основном на Собор прибыли представители востока Римской империи, с запада прибыло всего пять легатов Папы Римского, а из Африки и вовсе два архиерея.
Однако общее количество епископов, принявших участие в соборе было рекордным для всех Вселенских собор, как бывших, так и будущих. К тому же от одного только императора уполномоченных представителей было почти 20 человек.
Главным решением Собора было осуждение ереси константинопольского архимандрита Евтихия, который проповедовал так называемое монофизитство, то есть христологическую доктрину, которая предусматривала во Христе наличие только одной божественной природы, лишая его человеческого начала и естества. Следуя этой ереси, получалось, что во Христе не осталось ничего от человеческой природы, а потому Он ее и не исцелил.
Следовательно, на людях осталась вина за прародительский грех, а личные грехи в Таинстве Крещения не прощались.
Осудив ересь Евтихия, Собор принял исторический Халкидонский орос, то есть такое специальное сформулированное исповедание веры, в котором Церковь выразила богословское понимание Личности и Природы Христа. В нем, в частности, говорилось: «… Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца и во всем подобен Ему, по человечеству же Он во времени родился от Пресвятой Девы Богородицы и во всем подобен нам, кроме греха. По воплощении Он имеет одно лицо и два естества, соединенные в Нем неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно».
Эта золотая апофатическая формула Халкидона станет настоящим достоянием православного богословия.
Из других постановлений, принятых на Халкидонском Соборе, особо выделяется 28 правило, в котором были подтверждены и закреплены привилегии Константинополя как столицы Империи и именно после Собора 451 года Константинополь был официально признан вторым по чести после Рима и даже стал наименоваться «Новым Римом».
Отцы собора внесли очень важные постулаты в христианское исповедание, сохранили чрезвычайно существенные элементы церковного предания и закрепили в каноническом праве то, что соответствовало церковной целесообразности того времени.
В общем, отцы Четвертого вселенского собора в Халкидоне сформулировали и передали нам великое интеллектуальное наследство, беречь которое – наш долг. Их же молитвами укрепи и нас, Боже.